Болевая функция в структуре соционического типа

Болевая функция занимает третью позицию в структуре соционического типа. Несмотря на то, что функция находится в сознательном блоке (так же, как базовая и творческая), она является слабой.

Отличительные особенности болевой функции

Болевая функция называется «болевой», потому что является «любимой мозолью» для любого социотипа и требует по этой причине осторожного с ней обращения, особенно, со стороны. Это узкое место в любом социотипе. О болевой функции и связанных с ней аспектах мира человеку сложно говорить и действовать в их рамках, человек неохотно поддерживает эти темы, а если и говорит, то только в близком доверительном кругу и с большой осторожностью. Если человек начал делать что-то по своей болевой функции, нельзя его строго критиковать или упрекать — даётся ему это тяжело, и можно напрочь отбить мотивацию заниматься впредь этими делами.

Болезненность болевой функции проявляется еще и в том, что человеку, как правило, очень сложно признаваться в том, что именно эта функция у него «болит». Это может быть и косвенным диагностическим признаком: если человек (пытающийся определить свой тип впервые) слишком легко соглашается на какую-то болевую функцию, может статься, что это самообман. Проявляться это может в следующем: когда человека нагружают по болевой функции (например, когда Гюго приходится копаться в своем внутреннем мире, Достоевскому – выполнять тяжелую физическую работу или активно заниматься спортом, Габену — пытаться привлечь внимание аудитории с целью впечатлить ее чем бы то ни было, Дюме – проявлять эрудицию, оперируя разнообразным фактологическим материалам или упорно трудиться над какой-либо рутинной алгоритмизированной задачей), – в этих случаях человеку сложно признаться, что ему выполнение этих задач дается тяжело. В то же время малейший успех по делам, связанных с болевой функцией вызывает восторг и высокую степень удовлетворения.


У болевой функции две основные особенности, которые всегда существуют совместно:

  • Высокая чувствительность
  • Низкая вариативность

Другими словами, человек очень хорошо чувствует все, что касается этой функции, даже самые мельчайшие движения и влияния на себя, но в то же время ничего не может с ними сделать, не может дать в большинстве ситуаций адекватный ответ миру с позиции этой функции.

Например, Бальзаки и Габены плохо переносят различного рода эмоциональные всплески, даже небольшой интенсивности. Жуковым и Дон Кихотам важно быть хорошими, они неуютно себя чувствуют в хитросплетении интриг и не могут ответить тем же: им хочется простых и ясных отношений. Робеспьеры и Достоевские органически не переносят прямое на себя силовое давление, хотя начинают его чувствовать в самых малых долях, но при этом в ответ надавить не могут и т.д..

Взаимоотношения между болевой и творческой соционическими функциями

Болевая функция в структуре социотипа находится в определенном противоречии с функцией творческой и является по этой причине её естественным ограничителем. Так, если творческая функция – это одна из пары «интуиция – сенсорика», то болевая – это вторая функция из этой пары, обладающая точно такой же вертностью (если творческая интровертна, то болевая тоже интровертна). Соответственно, творческой этике будет соответствовать болевая логика такой же вертности.

По сути, болевая функция – это другой способ делать то же самое, что выполняет творческая. Так, интуиция и сенсорика — это два разных способа воспринимать окружающий и внутренний мир; а логика и этика — это два разных способа интерпретировать воспринятное. Но творческая при этом безгранична в своих возможностях (т.к. весьма активна, изобретательна и спекулятивна), а болевая — весьма ограничена. Практика показывает, что как только творческая выдает слишком спекулятивные, наглые и откровенно притянуты за уши решения, болевая начинает страдать, у человека появляются проблемы по этой функции.

Например, творческий белый этик, накрутив интриг в отношениях так, что сам уже в них запутывается, начинает терять уважение окружающих (страдает белая логика). Творческий черный интуит, настроив слишком амбициозных планов и далеко идущих прогнозов, сталкивается с большими трудностями при необходимости их реализовать или подтвердить в реальности (болит черная сенсорика). Творческий черный этик в погоне за признанием публики начинает искажать факты (теряется черная логика).


Таким образом, болевая функция призвана уравновешивать активность творческой и поддерживать последнюю в рамках адекватности своих действий.

Страница с комментариями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *