Соционические дихотомии
Существует всего 4 соционических функции: сенсорика, интуиция, этика, логика. При этом они образуют дихотомии. Так, сенсорика составляет дихотомию с интуицией, а этика – с логикой.
При этом первая пара функций (сенсорика и интуиция) является функциями в некотором роде первичными, отвечающими за восприятие реальности (внутренней или внешней). Вторая пара функций (этика и логика) – функции, которые условно можно назвать «вторичными», – они отвечают за интерпретацию того, что было воспринято.
Помня об этом разделении функций, мы можем ответить на вопрос о том, почему в структуре социотипа не могут быть одинаково сильными сенсорика и интуиция; точно так же, как не могут занимать обе ведущие позиции логика и этика.
Сенсорика и интуиция
Сенсорика и интуиция – это принципиально разные способы восприятия информации о мире.
- Сенсорика оперирует ощущениями, которые даны нам в пяти органах чувств: зрении, слухе, осязании, обонянии, вкусе. Та информация, которая дана не в ощущениях, сенсориками воспринимается гораздо хуже и в гораздо более ограниченных объемах. Особенно, когда какая-либо идея или образ совсем не имеет опоры в практике ощущений и, в более широком ключе, — в практике жизни.
- Интуиция оперирует идеями, представлениями, состояниями, которые даны нам отдельно от сенсорной реальности: мы испытываем разнообразные состояния, у нас возникают какие-либо образы, в голову приходят разные идеи, – и все это не связано непосредственно с ощущениями, данными в органах чувств. (Например, когда мы моем посуду, нам в голову могут приходить разные идеи, которые непосредственно с текущими ощущениями никак не связаны. Это и есть область интуиции.) Интуитам гораздо сложнее ориентироваться в сенсорном мире, у интуитов повышенные или, наоборот, пониженные пороги сенсорных ощущений, они могут не замечать, что происходит вокруг, когда «уходят в себя», в мир своих идей и представлений.
Логика и этика
В свою очередь, логика и этика – это два принципиально разных способа интерпретации (обработки) получаемой через интуицию или сенсорику информации.
- Логика оперирует фактами и анализом этих фактов. Логик смотрит на мир с точки зрения того, какое знание ему несет то или иное событие, встреча, идея, ощущение. Логики собирают информацию о мире и беспристрастно систематизируют ее. Логику не столь важно, какие эмоции у него вызывает тот или иной факт; гораздо важнее, каково его значение и место в системе других фактов.
- Этика же, в противовес логике, в первую очередь вырабатывает отношение к той или иной частички информации, полученной через интуицию или сенсорику. Мир этика – это мир отношений. А отношения имеют свойство изменяться (они более подвижны, чем значения фактов), иметь множество оттенков. Этик смотрит на мир с точки зрения того, нравится или не нравится ему то, что он видит или интуитивно чувствует.
О первичности сенсорики/интуиции и о вторичности логики/этики
Идея первичности одной пары функций и вторичности другой становится понятной, когда мы отмечаем тот факт, что сенсорика и интуиция – это способы восприятия, а этика и логика — способы интерпретации информации. Прежде чем нечто интерпретировать, нужно это сначала воспринять.
Раньше в процессе развития человека проявляется интуиция или сенсорика. Практически с полугода жизни уже становится понятно, через призму чего ребенок смотрит на мир: сенсорного с ним взаимодействия или интуитивного познания (хотя интуиция зачастую определяется по отсутствию сенсорики).
Логика и этика — более поздние с точки зрения онтогенеза функции, они в большей мере требуют развития соответствующих навыков (либо учиться определять факты и систематизировать их; либо вырабатывать собственное отношение к различным аспектам реальности), а для этого нужно время. В столь раннем возрасте, как год, два, три, а порой и до 5-7 лет бывает невозможно определить, каким образом человек интерпретирует сигналы от мира, — логическим или этическим. Особенно, если этика или логика является творческой (второй), а не базовой (первой) функцией в структуре типа.
Некоторые следствия понятия о дихотомиях соционических функций
Таким образом, на первых двух позициях в структуре социотипа не могут находиться обе функции из пары сенсорика/интуиция, равно как и из пары этика/логика. Развивая в процессе жизни один способ восприятия, человек неизбежно ущемляет альтернативный. По мере того, как ведущий способ интерпретации/обработки информации становится все более сильным, альтернативный уходит на второй план и перестает быть актуальным.
В норме не бывает так, что в психике одинаково сильны и этика, и логика; и сенсорика, и интуиция. Социотип — это строго иерархизированная система. Поэтому одна из дихотомических функций будет неизбежно проигрывать другой.
Но это вовсе не значит, что нужно забрасывать свои слабые функции под предлогом «а, у меня все равно ничего не получится, чего их развивать». Развивать свои слабые функции можно и даже нужно. Но важно помнить, что даже хорошо развитая слабая функция в большинстве случаев будет проигрывать средним образом развитой сильной.