Этика — это одна из 4 основных соционических функций. Она составляет антагонистическую пару с логикой. Этика — это фильтр, который помогает человеку интерпретировать поступающую к нему информацию о себе, о других людях и о мире в целом.
Этика, как и любая соционическая функция, бывает интровертированной (белая этика) и экстравертированной (черная этика).
Черная этика как соционическая функция
В соционике черная этика называется также «этика эмоций». И это неспроста: через эмоции и в эмоциях черная этика проявляется ярче всего. Легче всего определить, является черная этика сильной функцией в социотипе человека, если наблюдать за тем, как он проявляет свои эмоции.
Однако эмоции и эмоциональность — это не суть черной этики. Эмоции есть у всех людей (хотя не у всех черная этика является сильной функцией), а вот «эмоциональными» обычно называют людей чувствительных, что еще меньше соответствует сути черной этики. В соционике «чувствительность» — это скорее характеристика интуитивная.
Черная же этика в структуре социотипа по сути отвечает за вынесение унифицированных и понятных без лишних слов (эмоциональных) оценок. Если белая этика отвечает за установление своего личного, индивидуального, особенного отношения к тем или иным объектам окружающего мира, то черная этика, как функция экстравертная, формирует отношение всеобщее и всем очевидное. Причем, отношение это может быть весьма мимолетным и преходящим.
Особенности черных этиков
Такие оценочные высказывания, как «Класс!», «Супер!», «Отстой!», «Ужас!» и подобные, по сути являются черно-этическими (содержательно они нам ни о чем не повествуют, зато сразу же ясна оценка происходящего). Черного этика порой сходу можно узнать по частому и искреннему употреблению подобных восклицаний по разным поводам. При этом сегодня он может оценивать нечто, как «классное», а завтра его же оценит, как «дурацкое».
Подвижность оценочно-эмоциональной жизни — это отличительная особенность черного этика. Черный этик очень легко выносит оценки и суждения, не стесняется о них заявлять.
Черная этика — это функция публичная: работа на публику, лицедейство, умение привлечь внимание аудитории и удерживать его, умение заражать массы эмоциями, — все это потенциально более доступно для черного этика, чем для представителей других социотипов.
У черных этиков, как правило, подвижная живая мимика. Они любят и умеют корчить гримасы, зачастую у них это получается непроизвольно и искренне. Речь черного этика, если он не прилагает усилий, зачастую прерывиста, в ней встречаются неоконченные предложения и странные словосочетания, она даже может казаться нелогичной. И, метафорически выражаясь, в речи черных этиков больше знаков препинания и междометий, чем слов. Кроме того, речь черного этика часто перемежается с шутками, анекдотами и забавными случаями из жизни (а иногда и целиком состоит из них).
Пожалуй, черные этики — это самые подвижные и «живые» представители социона.
Черно-этические социотипы
Черные этики с базовой функции: Гамлет (этико-интуитивный экстраверт), Гюго (этико-сенсорный экстраверт).
Черные этики с творческой функции: Есенин (интуитивно-этический интроверт), Дюма (сенсорно-этический интроверт).
(Не)черно-этический постскриптум
Не торопитесь говорить об отсутствии черной этики у человека, если вы не увидели у него всех (или какого-то одного из) вышеперечисленных признаков. Ведь они являются наиболее яркими и свободными проявлениями функции. К сожалению, не все, не всегда и не везде черные этики могут себе позволить свободно проявлять их. Но это уже совсем другая история, которая требует отдельной публикации…
Хорошо написано
Благодарю.
Тут надо было сказать «Супер!», «Класс!» — хорошо написано)
:-))))
Ну, а вообще, конечно, кому как комфортнее, тот так и говорит! Соционика как раз этому и учит в числе прочего.