Этика

Этика в соционике

Этика как соционическая функция

В соционике этика – это одна из четырех основных соционических функций.

Этика наряду с логикой – функция рациональная, представляет собой способ интерпретации поступающей от мира информации (в противовес интуиции и сенсорике – эти функции определяют способ восприятия информации; подробнее об этом можно узнать, ознакомившись с материалом “Дихотомии соционических функций” на нашем сайте).

Особенности этики как соционической функции удобнее рассматривать в сравнении с логикой.

Этика и логика – функции в соционике

Этика – это соционическая функция, которая определяет интерпретацию поступающей информации от мира к человеку через призму категории “отношение”.

Если для логики важны факты и связи между этими фактами, информация как таковая, то для этики – отношение к этим фактам и к этой информации: свое собственное отношение или отношение, принятое в культуре и социуме.

Этика – это функция социально ориентированная. В этом смысле просматривается аналогия этики как соционической функции с этикой как системой норм и правил, определяющих взаимодействие в социуме. Практика показывает, что этики на самом деле увереннее и свободнее себя чувствуют в этических вопросах, чем логики.

Этика в структуре соционического типа отвечает за умение человека вырабатывать и устанавливать отношение к разным сторонам и с разными сторонами действительности. Будь то конкретные люди, своё собственное “Я” или какие бы то ни было события, происшествия, предметы и объекты.

Если для логики важны сами события и происшествия, они являются самоценными (“Факты – вещь упрямая”, “Факт есть факт”), то для этики факты сами по себе вторичны. Для этиков гораздо важнее то, как к этим фактам относиться, и то, как к этим фактам отнесутся люди (например, “ложь во спасение/во благо” – это скорее этическое явление, нежели логическое).

Отличительные черты этиков

В большинстве случаев во внешности этиков от логиков отличает

  • довольно подвижная, богатая мимика,
  • разнообразие интонаций, которыми этик пользуется в разговоре,
  • использование различных интонационно-вербальных междометий, призванных поддерживать контакт при общении: речь идет о так называемых “угу” и “ага”, которые в некоторых случаях могут плавно перетекать в “поддакивания” (причем, если логики могут этому научиться, то у этиков это получается само собой, без специальных усилий и даже без осознания значения этих междометий).

В социуме этики, особенно, с базовой функции, чувствуют себя свободно. Этикам легче и проще, чем логикам, устанавливать контакты и поддерживать отношения. Отношения именно как некоторую связь между людьми, как некоторую причастность одного человека к другому или одного человека к группе людей.

Неформальными лидерами в группе, способствующими улучшению или ухудшению внутригрупповых отношений, как правило, являются этики.

Белая этика и черная этика

Этика, как и любая другая соционическая функция, бывает интровертированной (белой) и экстравертированной (черной).

  • Белая этика – это этика отношений между людьми, этика индивидуальных и межындивидуальных отношений, своих собственных, личных оценок.
  • Черная этика – это этика эмоций, этика универсального, всеобщего отношения к чему-либо и эмоциональных оценок всего происходящего.

Подробнее о белой и черной этиках можно будет прочитать в соответствующих материалах на нашем сайте. Следите за обновлениями!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.