Три шага, которые позволят встать на путь психологического (ментального) исцеления.
Шаг 1. Фокус на себя
Начинается всё с разворота на себя. Не «они меня обидели» и не «жизнь не складывается», а «кто я? почему я реагирую на эти события так, а не иначе? что мне это дает? что отнимает? устраивает ли меня такая моя реакция? что я в состоянии изменить и как? хочу ли я чего-то менять?» и так далее, и тому подобное: бесконечный список вопросов к себе в любой непонятной ситуации. Естественно, с поисками ответов на них.
Посмотреть в глаза своим чудовищам и осознать, что смотришь в зеркало.
Фокусироваться на себе с непривычки может быть трудно. Имеет смысл обращать внимание на себя на всех уровнях физической и психической организации:
- телесные ощущения и реакции, их изменение в разных ситуациях под влиянием разных стимулов,
- эмоциональные переживания и реакции, настроение, его изменения в разных ситуациях и контекстах,
- мысли, которые зачастую запускаются автоматически, и цепочки мыслей, по которым мы ходим, чем, незаметно для самих себя, подстегиваем свои негативные переживания,
- действия и что лежит в их основе, и к чему они приводят (последствия).
Самонаблюдение и самосознавание — навыки, которые тренируются. Чем чаще это делать, тем легче будет воспроизводить эти реакции, в том числе, в автоматическом режиме. Ну, и практики mindfullness в помощь.
Шаг 2. Примирение с собой
Признание себя реальной, такой, какая есть. Разобраться с тем, что есть, и научиться это применять по месту, а не пытаться угнаться за идеальным образом себя, которому никогда не будешь соответствовать. Ты — это ты. А не выхолощенная картинка в твоей голове или в голове твоих родителей, детей, мужей и пр.
Что выросло, то выросло.
Этот шаг не обходится без утрат. Исцеление — это приобретение через утраты. Придется разбить то, что должно быть разбито, чтобы собрать то, что должно быть собрано, заново в верной конфигурации.
Что разбивается?
- представления о себе, не соответствующие реальности,
- прежняя ценностно-смысловая иерархия,
- иллюзии о себе, мире и других людях,
- чужие ожидания к себе (родителей, в частности),
- дисфункциональная личностная конфигурация.
Наряду с процессами самонаблюдения и самосознавания подключается процесс самоизучения: когда не просто наблюдаешь, а что-то пробуешь делать иначе. Ставишь эксперименты: а что будет, если так? А вот так? А с такими мыслями? А с такими действиями? Также процесс самоизучения подразумевает постановку и проверку гипотез о том, что происходит во внутреннем мире, в структуре личности. Какие ее части работают функционально и находятся на своих местах, какие оказались забыты, заброшены а то и обесценены, какие нужно натренировать, а какие, наоборот, деактивировать.
Шаг 3. Самосострадание и принятие себя
Учиться разговаривать с собой с поддержкой и сочувствием, как разговариваешь с подругой или ребенком. Развивать голос self-compassion. Учиться реагировать на любые свои реакции не критикой и обесцениванием, а с вниманием, сочувствием и заботой. Стать заботливым родителем самой себе.
Искать внутреннего критика, обесценивающего и пугающего («никто тебя никогда не полюбит», «никому не нужна»), и обезоруживать его. Если нужно — конфронтировать, сострадать ему или прислушиваться.
Проникнуться к себе любовью, состраданием, принятием и благодарностью.
- своему телу за то, что хорошо выполняет свои функции и дает физическую энергию для жизни,
- своим эмоциям за то, что маркируют реальность и показывают, что для тебя вредно, а что полезно,
- своим мыслям за то, что позволяют конструировать такую картину себя и мира, в которой тебе хочется быть,
- своим действиям за то, что через них ты можешь влиять на реальность и быть автором своей жизни.
Научиться ощущать свою ценность, которая не зависит ни от каких условий. Ощущать, что ты принадлежишь тому месту, где ты есть, такой себе, какая есть.
Быть настоящей, а не идеальной.