Белая этика как соционическая функция
Белая этика — этика интровертированная. В соционике эта этика называется «этика отношений». «Отношений» в прямом смысле этого слова, под которым понимаются индивидуальные межличностные отношения двух людей. Однако межличностные отношения — это всего лишь одна сфера, где белая этика проявляется ярче и нагляднее всего.
По сути же, белая этика в структуре социотипа отвечает за выработку своего личного, индивидуального отношения к разным объектам действительности, в том числе, и к людям. И не к людям «вообще», а к каждому конкретному человеку в отдельности. Индивидуальный подход в отношении к чему бы то ни было — это стихия и суть белой этики.
Белая этика — это функция своего собственного, индивидуального и неповторимого, внутреннего, интровертного отношения к чему-либо. Если белая этика в структуре социотипа является сильной функцией, то для человека свое личное, глубоко индивидуальное отношение и личные отношения с ближним становятся ведущими ценностями.
Особенности белых этиков
Поскольку межличностные индивидуальные отношения — это одна из важнейших ценностей для базовых белых этиков, то белые этики — это люди, у которых в крови умение устанавливать и поддерживать контакт.
Приемами активного слушания и проявления эмпатии, которым обучают психологов всех мастей и видов, белые этики самостоятельно овладевают и начинают их проявлять уже в раннем детстве: подбадривающие кивки, уместные «угу» и «ага», своевременные прикосновения, — всё это белые этики проявлют активно и спонтанно. Лучшего утешителя и подбадривателя, чем белый этик, найти сложно.
Белые этики, как правило, любят общаться с детьми и животными, умеют находить с ними общий язык. Белым этикам свойственно умение подстраиваться под собеседника, за счет чего они лучше понимают партнера. Однако это спонтанное стремление подстраиваться под партнера и стремление сохранить с ним хорошие, качественные отношения могут обернуться против белого этика неумением выразить свое личное мнение и отношение к происходящему (ведь если оно расходится с мнение партнера, это может нарушить отношения между ними).
Есть мнение, что благодаря умению тонко подстраиваться под другого, белый этик может ужиться и поддерживать хорошие отношения не только с дуалом, а вообще с кем угодно.
Бело-этические социотипы
Белые этики с базовой функции: Достоевский (этико-интуитивный интроверт), Драйзер (этико-сенсорный интроверт).
Белые этики с творческой функции: Гексли (интуитивно-этический экстраверт), Наполеон (сенсорно-этический экстраверт).
Получается, что белые этики в неком смысле, как хамелеоны — с разными людьми ведут себя по разному, подстраиваясь под них.
Роман, на самом деле, все люди подстраиваются друг под друга. Мы по-разному ведем себя в зависимости от того, кто находится перед нами. Однако белые этики умеют это делать лучше, они более тонко чувствуют другого человека и вообще умеют сглаживать острые углы в отношениях. «Умеют» — не значит «делают всегда». Особенно избирательны в этом отношении белые этики с творческой функции.
Светлана, а как можно развивать в себе белую этику? Какие действия, опыт или знания будут способствовать ее развитию?
Во-первых, хочу порекомендовать вам запись клубной встречи, где мы как раз говорили о развитии этики (правда, у детей). Там три видео, в них есть и о белой, и о черной этике: http://vk.com/videos-7262763?section=album_52884345
Во-вторых, отвечу на ваш вопрос о знаниях и опыте. Наиболее ярко и адекватно развитие белой этики можно найти при обучении профессии психолога-консультанта в различных иснтитутах практической психологии. Гуманистическая психология, особенно, труды Карла Роджерса, во многом посвещена применению на практике именно белой этики. Например, на сайте есть ряд статей, посвященных гуманистической психологии и бело-этическим приемам в общении: «Навыки общения с людьми», «Правила общения», «Правила общения: эмпатия и подлинность», «Правила общения: уважение и конфронтация».
В общем, можно посмотреть, чему учат психологов-консультантов, каким образом общаться с клиентом в процессе консультирования, чтобы помочь ему максимально раскрыться и продвинуться в решении своих проблем, и попробовать освоить эти навыки. Или даже посетить тренинг по эффективному общению с людьми.
Спасибо большое за такой развернутый ответ!
У Есенинов ведь тоже имеется творческая функция белой этики?
У Есениных белая этика подключается, но она не творческая, она подзаказная. Творческая функция у Есенина — это черная этика. В социотипе Есенина, как и в типе Дюма, эти две функции работают вместе, однако, более сильная (основная) — этика черная. А белая этика — «на подхвате».
Карл Роджерс — Достоевский (Гуманист), я так понимаю?
Или Гексли (Дон Жуан, интуитивно-этический экстраверт).