Творческая функция играет важную роль в жизни каждого социотипа. Она палочка-выручалочка, генератор идей, а в некоторых случаях и супергерой, приходящий на помощь в сложных ситуациях.
Творческая функция подключается к решению проблем там, где не справляется базовая. Отсюда вытекают основные особенности творческой функции, благодаря которым ей удается играть свою роль в структуре соционического типа.
Высокая продуктивность. За единицу времени генерируется большое количество разнообразных решений и способов выйти из трудного положения.
Лёгкость. С творческой функции решения принимаются легко, но в то же время и отказываться от неудачных решений тоже легко: не получилось так, сделаем эдак.
Спекулятивность. Поскольку сложно «держать марку» при необходимости быстро найти выход из сложной ситуации, творческая функция часто занимается тем, что называется «притягивать за уши». Решения, найденные с творческой функции, могут казаться неестественными, противоречивыми, весьма непроработанными и даже нечестными с позиций базовой.
Игривость. Творческая функция зачастую несерьезно относится к решению задач. Поиск нужного решения с творческой воспринимается скорее как игра, нежели действительно важная задача, над решением которой нужно основательно потрудиться.
Таким образом, творческая функция в определенном смысле дополняет базовую.
- Базовая является ригидной, творческая – подвижной;
- Базовая – естественная, творческая – искусственная;
- Базовая – честная, творческая – изворотливая.
Творческая функция, как и другие соционические функции, нуждается в развитии. Развитие же ее заключается в том, чтобы нарабатывать как можно более обширную коллекцию способов решать нерешаемые проблемы. Обучаться по творческой функции легко и приятно, материал схватывается налету, довольно быстро появляется потребность экспериментировать и творить (не зря ведь она творческая).
Однако есть и определенная опасность в том, чтобы давать творческой функции слишком много воли. В силу ее спекулятивности и склонности сочинять на пустом месте есть риск потерять свою адаптивность как целостной личности. Так, творческие черные интуиты любят настроить планов, которым никогда не суждено осуществиться. Творческие белые сенсорики начинают продуцировать бестолковую суету вместо осмысленных целенаправленных действий. Творческие белые этики могут наплести интриг, в которых сами потом запутываются. Творческие черные логики таким образом могут насоединять фактов, что сами же себя этим припирают к стенке и не могут найти выхода.
Естественными ограничителями творческой функции в структуре социотипа являются функция эталонов (седьмая) и болевая (третья).
А разве болевая не четвертая функция?
У разных авторов нумерация немного отличается. Когда я пишу «третья функция», я имею в виду болевую функцию. Как я нумерую, описано в статье «Структура соционического типа».